Статьи

12 абсурдных, но правдивых фактов о чукчах, которые вас удивят

12 абсурдных, но правдивых фактов о чукчах, которые вас удивят

Вы когда-нибудь задумывались, как живут жители Чукотки? Какая у них культура, обычаи, что они любят и как контактируют с окружающим миром? Оказывается, эти люди сильно отличаются от нас, и то, что для них кажется нормой, у нас вызвало бы шок и недопонимание!

Не верите? Тогда смотрите 12 правдивых фактов о чукчах и их жизни.

Пот чукчей не имеет запаха

Еще в 50‑х годах XX века, если верить записям этнографов, чукчи жили буквально в грязи, а вшей на них было больше, чем на любой дворовой собаке. Сейчас представители коренного народа северо-востока уже соблюдают правила гигиены, но вот необходимости пользоваться дезодорантом у них как не было, так и нет по сей день. Все дело в том, что пот чукчей не имеет никакого запаха.

Они обладают очень хорошим обонянием

К слову о запахах, оказывается, чукчи обладают очень хорошим чувствительным обонянием. Возможно, потому что обнюхивание друг друга здесь нередко заменяет объятия. Например, отец-чукча, уходя на работу, прикладывался носом к шеям жены и детей, чтобы втянуть запах их тела и одежды. А еще в годы войн между коряками им чукчами последним лишь по одному запаху костей удалось определять, кому они принадлежат: своим или чужим.

Чукчи меняются женами

Многие шутят, что чукчи — это первые «свингеры», известные истории. По сути, так и есть. С помощью обмена женами они закрепляют дружеские узы. Данный ритуал называется «нгэвтумгын» (что в переводе означает «дружба по жене»), а сам мужчина, совершающий обмен — «нгэвтумгыт». Подробнее об этой шокирующей для нас традиции вы можете прочитать в другом материале.

Чукчи не спасают тонущих людей

Что вы будете делать, если вы увидите, что тонет человек? Наверняка, вы либо позовете на помощь, либо сами броситесь помогать, в крайнем случае, бросите бедняге спасательный круг и пожелаете ему удачи. А вот чукча помогать ни в коем случае не станет. Все потому, что они считают, что в воде обитают сильнейшие духи, которые сами вправе распоряжаться судьбой человека. А препятствовать решению духов — значит навлечь на себя беду.

Могли менять пол по велению духов

И снова духи! По мнению чукчей, эти сверхъестественные существа могли обитать не только в воде, но и во всех остальных явлениях и предметах. А еще они способны управлять поведением людей — например, ни с того, ни с сего мужчина мог почувствовать желание сменить пол и стать женщиной. К «превращенному» человеку относились с уважением, ведь считалось, что ему удалось достигнуть связи с духами.

К началу XX века этот обычай полностью себя изжил.

Жили в чумах, которые переносили с места на место

Еще один обычай, который давно перестал существовать — кочевой образ жизни среди народов крайнего северо-востока. Когда-то чукчи селились в чумах — невысоких палатках, сделанных кожи, с отверстиями для вентиляции, которые затыкались мехом. Чукчи-оленеводы переносили эти дома с места на места — туда, куда отправлялось их стадо. На удивление, в самом центре чума было очень тепло и даже жарко — люди могли находиться в них голыми.

Нечувствительность к холоду

Возможно, то, что чукчи живут в условиях экстремальных температур, и стало причиной их отличной переносимости холода. Здесь маленькие дети без проблем могут играть на открытом воздухе, а женщины даже в 30-градусный мороз выходят на улицу и занимаются шитьем. Причем делают это они настолько энергично, что нередко уже к середине процесса им приходится сбрасывать с себя верхнюю одежду и засыпать снег за пазуху — чтобы охладиться.

Странные пищевые привычки

Ни для кого не секрет, что кухни разных народов мира имеют свои особенности: например, скандинавы очень любят тухлую рыбу, и азиаты едет варенные утиные яйца, в которых уже сформировался будущий плод. Но, оказывается, чукчам тоже есть чем удивить! Эти люди не переносят соль, а мягкий хлеб кажется им кислым на вкус, зато горячая похлебка с полупереварившимся мхом, извлеченным из желудка оленя, считается здесь деликатесом.

Еще чукчи любят ферментированное мясо, кашу из щавеля, нерпичий жир, различные коренья и внутренности животных. В общем, если вы собрались ехать на Чукотку, будьте готовы к кулинарным экспериментам.

Различали только 4 цвета

Вплоть до XX века люди этого северного народа могли различать лишь несколько цветов — белый, черный, красный и серый. Виною всему недостаток цветового разнообразия в окружающей их природе. Еще иногда они видели желтоватый оттенок в шкуре оленей, но все остальные цвета различали плохо. Другое цветовосприятие появилось у чукчей после того, как они овладели русским языком.

У них появились первые памперсы

Местные женщины использовали довольно необычный способ пеленания грудных детей, который по своей сути является примитивным прообразом современного памперса. В комбинезоны младенцам матери помещали специальную «подкладку» изо мха и оленьего меха, которая хорошо впитывала продукты жизнедеятельности и одновременно защищала их от холода.

Женщины во время родов не стонут и не просят о помощи

Женщинам-чукчам запрещено как-либо демонстрировать свою боль во время рождения ребенка. Наоборот, будущая мать должна стоически выдержать этот процесс, самостоятельно перерезать пуповину, выбросить послед и сделать все для новорожденного, не обращаясь за помощью. Если же супруг решит ей помочь, то на всю оставшуюся жизнь за ним закрепится слава «повитушного». Мать, не сумевшую справиться с родами самостоятельно, тоже будут укорять и периодически припоминать ей это.

Дают детям странные имена

Местным детям могли давать самые разнообразные имена начиная от явлений природы, заканчивая названиями вещей и животных. Иногда мальчика могли назвать «мужским половым органом», и в этом не было ничего зазорного — к обнаженным телам и его отдельным частям чукчи относились совершенно спокойно. Так как имя у них было всего одно (без имени и фамилии), получая паспорта, они записывали его в качестве фамилии, а имя и отчество выбирали по своему вкусу.

Смотрите также — Последние охотники и собиратели: жизнь первобытного племени в Непале

А вы знали, что у нас есть Instagram и Telegram?

Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!

Чукчи, луораветланы, или чукоты, являются коренным народом крайнего северо-востока Азии. Род чукчи относится к агнатному, который объединен общностью огня, общим знаком тотема, единокровностью по мужской линии, религиозными обрядами и родовой местью. Чукчи делятся на оленных (чаучу)— тундровых кочевых оленеводов и приморских, береговых (анкалын) — оседлых охотников на морских зверей, которые часто живут совместно с эскимосами. Есть и чукчи собаководы, которые разводили собак.

Название

Якуты, эвены и русские с 17 века начали называть чукчей чукотским словом чаучу, или чавчу, которое в переводе означает «богатый оленями».

Где живут

Народ чукчи занимает огромную территорию от Северного Ледовитого океана до реки Анюй и Анадырь и от Берингова моря до реки Индигирки. Основная часть населения проживает на Чукотке и в Чукотском автономном округе.

Язык

Чукотский язык по своему происхождению относится к чукотско-камчатской языковой семье и входит в состав палеоазиатских языков. Близкие родственники чукотского языка — корякский, керекский, который к концу 20 века исчез, и алюторский. Типологически чукотский относится к инкорпорирующим языкам.

Чукотским пастухом по имени Теневиль в 1930-х годах была создана оригинальная идеографическая письменность (хотя на сегодняшний день точно не доказано, было ли письмо идеографическим или словесно-слоговым. Эта письменность, к сожалению, не получила широкого употребления. Чукчи с 1930-х годов пользуются алфавитом на основе кириллицы с добавлением нескольких букв. Чукотская литература в основном создается на русском языке.

Имена

Раньше имя чукчи состояло из прозвища, которое ребенку давали на 5 день жизни. Имя давала ребенку мать, которая могла передать это право уважаемому всеми человеку. Распространено было проводить гадание на подвешенном предмете, с помощью которого определяли имя для новорожденного. У матери брали какой-нибудь предмет и по очереди называли имена. Если при произнесении имени предмет шевелится, им и называли ребенка.

Имена у чукчей делятся на женские и мужские, отличаются иногда окончанием. Например, имя женское Тынэ-нны и имя мужское Тынэ-нкэй. Иногда чукчи, чтобы ввести злых духов в заблуждение, называли мужским именем девочку, а мальчика — женским именем. Иногда с такой же целью ребенку давали несколько имен.

Имена означают зверя, время года или суток, в которое ребенок родился, место, где он появился на свет. Распространены имена, связанные с предметами обихода или пожеланиями ребенку. Например, имя Гитиннэвыт переводится «красавица».

Численность

В 2002 году была проведена очередная Всероссийская перепись населения, по итогам которой количество чукчей составляло 15767 человек. После проведения Всероссийской переписи населения в 2010 году число составило 15908 человек.

Продолжительность жизни

Средняя продолжительность жизни чукчей мала. Те, кто живет в естественных условиях, доживают до 42-45 лет. Основными причинами высокой смертности является злоупотребление алкоголем, курение и плохое питание. На сегодняшний день к этим проблемам присоединились наркотики. На Чукотке очень мало долгожителей, около 200 человек в возрасте 75 лет. Падает рождаемость, и все это в совокупности, к сожалению, может привести к вымиранию народа чукчей.

Внешность

Чукчи относятся к смешанному типу, который в общем является монголоидным, но с отличиями. Разрез глаз чаще горизонтальный, чем косой, лицо бронзового оттенка, скулы несильно широкие. Встречаются среди чукчей мужчины с густой растительностью на лице и почти курчавыми волосами. Среди женщин чаще встречается монгольский тип внешности, с широким носом и скулами.

Женщины собирают волосы в две косы по обеим сторонам головы и украшают их пуговицами или бусами. Замужние женщины иногда выпускают на лоб передние пряди. Мужчины часто очень гладко стригут волосы, спереди оставляют широкую бахрому, на темени оставляют два пучка волос в виде ушей зверя.

Одежда чукчей шьется из меха подросшего осеннего теленка (детеныша оленей). В повседневной жизни одежда взрослого чукчи состоит из следующих элементов:

  1. двойная меховая рубаха
  2. двойные меховые штаны
  3. короткие меховые чулки
  4. меховые невысокие сапоги
  5. двойная шапка в виде женского капора

Зимняя одежда чукотского мужчины состоит из кафтана, который отличается хорошей практичностью. Меховая рубаха еще называется ирын, или кукашка. Она очень широкая, с просторными в области плеча рукавами, сужающимися в районе кистей. Такой покрой позволяет чукче выдергивать руки из рукавов и складывать их на груди, принимать удобное положение тела. Пастухи, спящие у стада в зимнее время, прячутся в рубаху с головой и закрывают отверстие воротника шапкой. Но такая рубаха не длинная, а до колен. Более длинные кукашки носят только старики. Воротник рубахи вырезан низко и обшит кожей, внутрь опущен шнурок. Снизу кукашка опушена тонкой линией собачьего меха, который молодые чукчи заменяют мехом росомахи или выдры. В качестве украшений на спину и рукава рубахи пришиты пенакалгыны — длинные кисти, окрашенные в пунцовый цвет, сделанные из кусочков шкурок молодых тюленей. Такое украшение более свойственно для женских рубах.

Женская одежда также своеобразна, но отличается нерациональностью и состоит из цельных сшитых двойных штанов с низко вырезанным корсажем, который стягивается в области талии. У корсажа в области груди имеется разрез, рукава очень широкие. Во время работы, женщины высвобождают руки из корсажа и работают на морозе с голыми руками или плечами. Старые женщины надевают на шею шаль или полоску оленьей шкуры.

Летом в качестве верхней одежды женщины носят балахоны, сшитые из оленьей замши или покупных материй пестрого цвета, и камлейку их шерсти оленя с тонким мехом, расшитую различными обрядовыми нашивками.

Шапка чукчи шьется из меха пыжика и теленка, лап росомахи, собаки и выдры. Зимой, если предстоит идти в дорогу, поверх шапки надевают очень большой капюшон, сшитый в основном из меха волка. Причем кожа для него берется вместе с головой и оттопыренными ушами, которые украшают красными лентами. Такие капюшоны носят в основном женщины и старики. Молодые пастухи надевают даже вместо обычной шапки головной убор, прикрывающий только лоб и уши. Мужчины и женщины носят рукавицы, которые шьют из камуса.

Вся внутренняя одежда надевается на тело мехом внутрь, верхняя одежа — мехом наружу. Таким образом, оба типа одежды плотно прилегают друг к другу и образуют непроницаемую защиту от мороза. Одежда из оленьей шкуры мягкая и не вызывает особого дискомфорта, носить ее можно без белья. Нарядная одежда оленных чукчей белого цвета, у приморских чукчей она темно-коричневого оттенка с белыми редкими пятнами. Традиционно одежда украшена нашивками. Оригинальные узоры на одежде чукчей имеют эскимосское происхождение.

В качестве украшений чукчи носят подвязки, ожерелья в виде ремешков с бусами и повязки. Большинство из них имеет религиозное значение. Есть и настоящие украшения из металла, различные серьги и браслеты.

Грудных детей одевали в мешки из оленьей кожи, с глухими разветвлениями для ног и рук. Вместо пеленок раньше использовали мох с оленьей шерстью, который служил памперсом. К отверстию мешка пристегнут клапан, из которого ежедневно вынимали такую пеленку и меняли на чистую.

Характер

Чукчи являются эмоциональными и психологически очень легковозбудимыми людьми, что часто приводит к исступлению, склонности к самоубийствам и убийствам, даже при малейшем поводе. Этот народ очень любит независимость и настойчив в борьбе. Но вместе с тем чукчи очень гостеприимные и добродушные, всегда готовы прийти на помощь соседям. Во времена голодовок они помогали даже русским, приносили им еду.

Религия

Чукчи по своему верованию являются анимистами. Они обоготворяют и персонифицируют явления природы и ее области, воду, огонь, лес, животных: оленя, медведя и ворону, небесные тела: луну, солнце и звезды. Верят чукчи и в злых духов, считают, что они насылают на Землю бедствия, смерть и болезни. Чукчи носят амулеты и верят в их силу. Создателем мира они считали Ворона по имени Куркыль, который сотворил все на Земле и научил всему людей. Все, что есть в космосе сотворили северные животные.

У каждой семьи есть свои семейные святыни:

  • наследственный снаряд для добычи священного огня методом трения и используемый по праздникам. У каждого члена семьи свой снаряд, и на нижней дощечке каждого была высечена фигура с головой хозяина огня;
  • семейный бубен;
  • связки деревянных сучков «отстранителей несчастий»;
  • деревяшки с изображениями предков.

К началу 20 века многие чукчи были крещены в Русской православной церкви, но среди кочующих до сих пор есть люди с традиционными верованиями.

Традиции

У чукчей есть регулярные праздники, которые проводятся в зависимости от времени года:

  • осенью — день убоя оленей;
  • весной — день рогов;
  • зимой — жертвоприношение звезде Альтаир.

Также много нерегулярных праздников, например, кормление огня, поминки по умерших, обетные служения и жертвоприношения после охоты, праздник кита, праздник байдарки.

Чукчи верили, что у них 5 жизней, и не боялись смерти. После смерти многие хотели попасть в Мир предков. Для этого нужно было умереть в бою от руки врага или от руки друга. Поэтому, когда один чукча просил другого убить его, тот сразу соглашался. Ведь это была своего рода помощь.

Умерших обряжали, кормили и гадали над ними, заставляя отвечать на вопросы. Потом сжигали, либо относили в поле, прорезали горло и грудь, вытаскивали наружу часть печени и сердца, оборачивали тело в тонкие пласты оленьего мяса и оставляли. Старики часто убивали себя сами заранее или просили об этом близких родственников. К добровольной смерти чукчи приходили не только из-за старости. Нередко причиной были тяжелые условия жизни, недостаток пищи и тяжелая, неизлечимая болезнь.

Что касается брака, он преимущественно эндогамный, в семье у мужчины могло быть 2 или 3 жены. В определенном кругу побратимов и родственников допускается взаимное пользование женами по соглашению. У чукчей принято соблюдать левират — обычай брачного характера, по которому жена, после смерти мужа, имела право или была обязана вступить в брак с кем-то из его близких родственников. Делали так потому, что женщине без мужа было очень тяжело, особенно если у нее были дети. Мужчина, который женился на вдове, был обязан усыновить всех ее детей.

Часто чукчи воровали жену для своего сына из другой семьи. Родственники этой девушки могли потребовать отдать им женщину взамен, и не для того, чтобы выдать ее замуж, а потому, что в быту всегда нужны были рабочие руки.

Почти все семьи на Чукотке многодетные. Беременным не позволялось отдыхать. Наравне с другими они работали и занимались бытом, заготавливали мох. Это сырье очень необходимо во время родов, его стелили в яранге, на том месте, где женщина готовилась родить. Чукотским женщинам нельзя было помогать во время родов. Чукчи верили, что все решает божество, которое знает души живых и умерших и решает, какую из них послать роженице.

Кричать во время родов женщина не должна, чтобы не привлекать злых духов. Когда ребенок рождался, мать сама перевязывала пуповину ниткой, сплетенной из своих волос и сухожилия животного, и перерезала ее. Если женщина долго не могла родить, ей могли оказать помощь, так как было очевидно, что сама она не сможет справиться. Поручалось это одной из родственниц, но после этого все относились к роженице и ее мужу с презрением.

После рождения ребенка протирали кусочком шкуры, которую смачивали в моче матери. На левую руку и ногу малышу надевали браслеты-обереги. Ребеночка наряжали в меховой комбинезон.

После родов женщине нельзя было есть рыбу и мясо, только мясной бульон. Раньше чукотские женщины кормили детей грудью до 4 лет. Если у матери не было молока, ребенка поили жиром тюленя. Пустышка малыша была сделана из кусочка кишки морского зайца. Ее набивали мелко нарезанным мясом. В некоторых селениях младенцев вскармливали своим молоком собаки.

Когда мальчику исполнялось 6 лет, мужчины начинали его воспитывать как воина. Ребенка приучали к жестким условиям, учили стрелять из лука, быстро бегать, быстро просыпаться и реагировать на посторонние звуки, тренировали остроту зрения. Современные дети чукчей любят играть в футбол. Мяч им делают из шерсти оленя. Популярна у них экстремальная борьба на льду или скользкой шкуре моржа.

Мужчины чукчи отличные воины. За каждый успех в бою они наносили метку-татуировку на тыльную сторону правой ладони. Чем больше было меток, тем опытнее считался воин. У женщин всегда было при себе холодное оружие на случай, если нападут враги.

Культура

Очень разнообразны мифология и фольклор чукчей, они имеют много общего с фольклором и мифологией палеоазиатов и американских народов. Чукчи издавна знамениты своими резными и скульптурными изображениями, выполненными на мамонтовых костях, которые поражают своей красотой и четкостью нанесения. Традиционными музыкальными инструментами народа являются бубен (ярар) и варган (хомус).

Народное устное творчество чукчей богато. Основными жанрами фольклора являются сказки, мифы, сказания, исторические предания и бытовые рассказы. Одним из главных персонажей является ворон Куркыль, есть предания о войнах с эскимосскими соседними племенами.

Хотя условия жизни чукчей были очень тяжелыми, они находили время и для праздников, в которых бубен был музыкальным инструментом. Напевы предавались из поколения в поколение.

Танцы чукчей делятся на несколько разновидностей:

  • имитационно-подражательные
  • игровые
  • импровизированные
  • обрядово-ритуальные
  • танцы-инсценировки или пантомимы
  • танцы оленных и береговых чукчей

Очень были распространены подражательные танцы, которые отображают поведение птиц и зверей:

  • журавль
  • полет журавля
  • бег оленя
  • ворон
  • танец чайки
  • лебедь
  • танец уток
  • бой быков во время гона
  • высматривание

Особое место занимали торговые пляски, которые являлись видом группового брака. Они являлись показателем укрепления прежних родственных уз или проводились в знак новой связи между семьями.

Еда

Традиционные блюда чукчей готовят из мяса оленя и рыбы. Основа питания этого народа — отварное мясо кита, тюленя или оленя. Мясо употребляется в пищу и в сыро-замороженном виде, едят чукчи внутренности животных и кровь.

Чукчи едят моллюсков и растительную пищу:

  • кора и листья ивы
  • щавель
  • морская капуста
  • ягоды

Из напитков представители народа предпочитают алкоголь и отвары из трав, похожие на чай. Неравнодушны чукчи к табаку.

В традиционной кухне народа есть своеобразное блюдо под названием моняло. Это полупереварившийся мох, который извлекается из желудка оленя после убийства животного. Моняло используют при приготовлении свежих блюд и консервов. Самым распространенным до 20 века горячим блюдом у чукчей была жидкая похлебка из моняла с кровью, жиром и измельченным мясом.

Жизнь

Чукчи первоначально охотились на северного оленя, постепенно они одомашнили этих животных и начали заниматься оленеводством. Олени дают чукчам мясо для пищи, шкуру для жилища и одежды, являются для них транспортом. Чукчи, которые живут у берегов рек и морей, занимаются охотой на морских обитателей. Весной и зимой они ловят тюленей и нерпу, осенью и летом — китов и моржей. Ранее для охоты чукчи использовали гарпуны с поплавком, ременные сети и копье, но уже в 20 веке научились пользоваться огнестрельным оружием. На сегодняшний день сохранилась лишь охота на птицу с помощью «бола». Рыболовство развито не у всех чукчей. Женщины с детьми собирают съедобные растения, мох и ягоды.

Чукчи в 19 веке проживали стойбищами, в которые входило 2 или 3 дома. Когда еда для оленей заканчивалась, они кочевали в другое место. В летний период некоторые жили ближе к морю.

Орудия труда были сделаны из дерева и камня, постепенно их заменили на железные. В обиходе чукчей широко используются топоры, копья, ножи. Утварь, металлические котлы и чайники, оружие сегодня используются в основном европейские. Но и по сей день в быту этого народа есть много элементов первобытной культуры: это костяные лопаты, сверла, мотыги, каменные и костяные стрелы, наконечники для копий, панцири из железных пластин и кожи, сложный лук, сделанные из костяшек пращи, каменные молотки, кожи, стебла, снаряды для добычи огня путем трения, лампы в виде плоского судна круглой формы, сделанные из мягкого камня, которые заполняли жиром тюленей.

Легкие сани чукчей тоже сохранились в первобытном виде, они оснащены подпорками дугообразной формы. Запрягают в них оленей или собак. Чукчи, жившие у моря, для охоты и передвижения по воде издавна использовали байдарки.

Приход советской власти затронул и жизнь поселений. Со временем в них появились школы, культурные учреждения и больницы. Сегодня уровень грамотности чукчей в стране находится на среднем уровне.

Жилище

Чукчи живут в жилищах, называемых ярангами. Это шатер больших размеров, неправильной многоугольной формы. Покрывают ярангу полотнищами из шкур оленей таким образом, чтобы мех был снаружи. Свод жилища опирается на 3 шеста, которые расположены в центре. К покрову и столбам шалаша привязывают камни, что обеспечивает устойчивость напору ветра. С пола ярангу наглухо заделывают. Внутри шалаша посередине расположено огнище, которое окружено санями, загруженными различными принадлежностями для хозяйства. В яранге чукчи живут, едят и пьют, спят. Такое жилище хорошо прогревается, поэтому обитатели ходят в нем раздетыми. Отапливают чукчи свое жилье жировой лампой из глины, дерева или камня, где и готовят пищу. У приморских чукчей яранга отличается от жилья оленеводов тем, что в ней нет дымового отверстия.

Известные люди

Несмотря на то, что чукчи — народ далекий от цивилизации, среди них есть и те, кто стал известен навесь мир, благодаря своим достижениям и талантам. Первый чукотский исследователь Николай Дауркин является чукчей. Свое имя он получил при крещении. Дауркин был одним из первых русских подданных, которые высадились на Аляске, сделал несколько важных географических открытий 18 века, первым составил подробную карту Чукотки и получил дворянский титул за вклад в науку. Именем этого выдающегося человека был назван полуостров на Чукотке.

Кандидат филологических наук Петр Иненликей тоже родился на Чукотке. Он изучал народности севера и их культуру, является автором книг по исследованию в области лингвистки языков северных народов России, Аляски и Канады.

Эскимосы, олени, чумы — так примерно мы представляем себе Чукотку. И зря, потому что на оленях там уже мало кто передвигается, эскимосы лишь один из многих народов этой земли, да и в чумах они не живут.

А еще мы узнали, как на Чукотке определяют температуру без термометра, — вы тоже узнаете это в конце статьи.

«Начну с того, что Север может принять человека или же оттолкнуть от себя. Думаю, все северяне это подтвердят. Человек, которому здесь не понравится, надолго не задержится — проверенный временем факт. Тот, кого примет, — полюбит регион навсегда. У нас здесь говорят: „Север притягивает“».

Если вы не являетесь высококлассным специалистом и сам работодатель не приглашает вас, приехать на Крайний Север для работы очень затруднительно. Компаниям нужны компетентные люди с опытом работы по специальности (а это чаще всего добыча полезных ископаемых или лесозаготовка), физически и морально подготовленные к тяжелым северным условиям.

Одно из популярных туристических мест здесь — Китовая аллея, на которой несколько сотен лет назад проводились магические обряды. Несмотря на романтическое название, выглядит аллея довольно кровожадно: полкилометра гигантских китовых костей.

24 факта о жизни на Чукотке, доказывающих, что Крайний Север — это ни на что не похожий мир Рассказ, ADME, Чукотка, Длиннопост, Крайний Север
24 факта о жизни на Чукотке, доказывающих, что Крайний Север — это ни на что не похожий мир Рассказ, ADME, Чукотка, Длиннопост, Крайний Север
24 факта о жизни на Чукотке, доказывающих, что Крайний Север — это ни на что не похожий мир Рассказ, ADME, Чукотка, Длиннопост, Крайний Север

Местные жители, дома которых располагаются близ Китовой аллеи, говорят, что сотни лет назад это место было ареной для соревнования шаманов, которые умели летать. Ритуальные обряды проводились на территории аллеи примерно 200 лет подряд. В 16 веке здесь начались сильнейшие заморозки, из-за чего племена перестали посещать священное некогда место, которое в результате на долгие годы ушло в тень. Однако на сегодняшний день Китовая аллея стала одним из популярнейших мест для путешественников со всего мира, гоняющихся за мистикой.

Китовая аллея не всегда обладала такой бешеной популярностью, как в наше время. Это место, священное для эскимосов, расположившееся на острове Итыгран, было обнаружено относительно недавно, в 70-х годах прошлого столетия, учеными, которых курировал Михаил Анатольевич Членов, российский этнограф.

Аллея состоит из двух рядов костей гренландских китов, которые наполовину погружены в землю. Первый ряд протяженностью 500 метров — кости, а второй ряд — многочисленные черепа китов, которые достигают огромных размеров: длина каждого варьируется от двух до трех метров в ширину. Археологический комплекс расположен на побережье, при «строительстве» аллеи были использованы останки около 60-70 взрослых китовых особей. Удивительно то, что под слоем гальки, которая лежит между рядами, находится огромное количество других китовых костей, что означает, что до момента обнаружения аллея была еще больше.

Сейчас любой турист, желающий увидеть это мистическое место, может оформить путевку, в программу которой будет входить маршрут-путешествие по Китовой аллее.

24 факта о жизни на Чукотке, доказывающих, что Крайний Север — это ни на что не похожий мир Рассказ, ADME, Чукотка, Длиннопост, Крайний Север

Хотя Чукотка и США находятся рядом, попасть из одной точки в другую крайне затруднительно. Поэтому, если у чукотского жителя возникнет желание слетать в Америку, ему проще будет сделать это из Москвы: то есть добираться через всю страну и по возможности с заездом во Владивосток (там находится ближайшая к Чукотскому автономному округу точка выдачи виз).

А еще на Чукотке находится крайняя восточная точка России — остров Рaтманова. Но там никто не живет.

24 факта о жизни на Чукотке, доказывающих, что Крайний Север — это ни на что не похожий мир Рассказ, ADME, Чукотка, Длиннопост, Крайний Север

Попасть из Анадыря, столицы автономного округа, в аэропорт — увлекательное приключение: для этого нужно пересечь залив. Летом это можно сделать на катере или барже, весной и осенью — на вертолете. Зимой все проще: традиционно залив переезжают по толстому льду.

Чукотка — единственное место в России, где мужчин больше, чем женщин. Связано это с тем, что в регион со всей страны съезжаются на заработки, а большинство предлагаемых профессий традиционно мужские.

Овощи и фрукты здесь очень дорогие из-за высокой стоимости доставки. Зачастую в магазинах люди просят их у продавца поштучно: например 3 картофелины для супа.

24 факта о жизни на Чукотке, доказывающих, что Крайний Север — это ни на что не похожий мир Рассказ, ADME, Чукотка, Длиннопост, Крайний Север

С яйцами, да и другими продуктами с Большой земли та же история. Причем, к сожалению, до пункта назначения продукты часто доходят уже испорченными.

Еще одна сложность с покупкой продуктов: многие магазины работают с обеденными перерывами и только до 8 вечера.

Интернет здесь тоже дорогой: приходится платить 2 рубля за мегабайт. То есть просмотр фильма онлайн обойдется примерно в 3 тыс. рублей.

Зато города радуют жителей бесплатным общественным транспортом, а села — бесплатными детскими садиками. Кроме того, очередей в них не бывает. Как правило, если на Чукотку приезжает семья с маленьким ребенком, его сразу же зачисляют в детсадовскую группу.

По чукотским улицам, бывает, разгуливают медведи, поэтому самим жителям в темное время суток рекомендуется особо не ходить. К слову, местные знают: от медведей нельзя убегать и тем более кричать на них при встрече — можно отпугнуть зверя шипением.

24 факта о жизни на Чукотке, доказывающих, что Крайний Север — это ни на что не похожий мир Рассказ, ADME, Чукотка, Длиннопост, Крайний Север

Во время белых ночей — с конца мая по июнь — солнце светит почти круглосуточно, лишь на пару часов скрываясь за горизонтом. Поэтому в выходные довольно много людей гуляет по так называемым ночам, больше похожим на привычный нам ранний вечер.

А полярная ночь знаменита северным сиянием. Впрочем, у некоторых оно не вызывает такого восхищения, как у приезжих: для коренных жителей это обычное дело.

На Чукотке едят консервы из мяса кита. Они полезные: продукт богат белком, витаминами и фосфором.

Один из самых узнаваемых символов Чукотки — Пеликен, хранитель домашнего очага. По легенде, он поедает человеческую зависть, злобу, проблемы и плохие мысли, переваривает их в своем огромном животе и излучает взамен добро и счастье. В селе Лаврентьево установлен памятник Пеликену, и, говорят, если потереть его пупок, можно стать удачливым и неуязвимым для злых сил.

24 факта о жизни на Чукотке, доказывающих, что Крайний Север — это ни на что не похожий мир Рассказ, ADME, Чукотка, Длиннопост, Крайний Север

Сравнительно недавно жители Чукотки пересели с оленьих упряжек на личные автомобили. Но и до этого в городах были сотрудники ГИБДД, которые, чтобы хоть как-то работать, для порядка останавливали и упряжки.

Но еще удобнее передвигаться на собачьей упряжке. Собаки более выносливые и могут спокойно пройти там, где олени провалятся в снег. Для упряжки их тренируют с самого раннего возраста: например отучают от охотничьих инстинктов.

Здесь существует такое опасное явление, как южак — внезапный ветер, сильные порывы которого сносят с земли снег и могут даже разрушать дома.

Иногда в городах наметает такие сугробы, что приходится прорывать настоящий тоннель, чтобы выйти из дома.

24 факта о жизни на Чукотке, доказывающих, что Крайний Север — это ни на что не похожий мир Рассказ, ADME, Чукотка, Длиннопост, Крайний Север

Некоторые коренные чукотские народы живут в ярангах — жилищах из деревянных шестов и шкур животных, — а вовсе не в чумах, как мы привыкли слышать в анекдотах.

У чукчей в ходу двадцатеричная система счисления вместо привычной нам десятеричной. В ее основе лежит счет на пальцах, который раньше был удобен для торговли. Так, слова «пять» и «десять» в чукотском языке образованы от слова «рука», а «двадцать» имеет тот же корень, что и слово «мужчина».

Здесь чтят обычаи предков: во многих домах можно увидеть передающиеся по наследству родовые талисманы и обереги. А живущие здесь малые народы изо всех сил стремятся передать свои языки подрастающему поколению.

У чукчей есть традиция при рождении не только давать имя ребенку, но и сочинять для него песню.

Бонус: чукотский способ определения температуры

24 факта о жизни на Чукотке, доказывающих, что Крайний Север — это ни на что не похожий мир Рассказ, ADME, Чукотка, Длиннопост, Крайний Север

Если в доме нет термометра, некоторые пользуются этим проверенным поколениями способом определения температуры. Каждое утро просыпаться и смотреть в окно: если идет снег — тепло, если нет снега — холодно, если на улице туман — очень холодно, ниже минус 40 °С, при этом чем сильнее туман — тем холоднее. © В самой крайней точке бытия / Telegram

А вам доводилось бывать на Крайнем Севере? Смогли бы вы остаться там жить?

источник

Настоящая Территория, о которой писал Олег Куваев в своем одноименном романе - это здесь. Она без ширмы пафосного налета цивилизации, открытая, суровая, проверяющая тебя на прочность каждый день и каждый час, захватывающая твое сердце раз и навсегда, заставляя тебя думать о ней и ждать возвращения сюда снова и снова...

Как живут чукчи - оленеводы? Один день из жизни общины на Чукотке.

Где-то в глубине Чукотки, на границе Якутии, Камчатки и Колымы затерялся труднодоступный и дикий край, сотни лет населяемый малыми коренными северными народами - эвенами, чукчами, коряками, юкагирами и эскимосами.

Как живут чукчи - оленеводы? Один день из жизни общины на Чукотке.

Места настолько же труднодоступные и жёсткие для жизни, насколько и красивые и захватывающие дух.

Край суровых морозов большую часть года, и выгрызающей все живое - мошки и комаров, в короткое северное лето.

Здесь есть и протяженные труднопроходимые горные хребты с вершинами до 2000 метров, и богатые растительностью горные долины, и бурные холодные северные реки зажатые между прижимами горных хребтов.

Территория. Магаданская область, Якутия, Камчатка и Чукотка
Территория. Магаданская область, Якутия, Камчатка и Чукотка

Именно здесь сотни лет эвены и чукчи, занимались оленеводством, выращивая свои многочисленные стада домашнего оленя, перегоняя его от зимних пастбищ на летние и обратно.

Как живут чукчи - оленеводы? Один день из жизни общины на Чукотке.

Но в этот раз я хочу рассказать вам об одной удивительной встрече с чукчами - оленеводами, большой семьей от некогда большой бригады крупнейшего оленеводческого колхоза Чукотки, с последовавшей за этой встречей беседой, о жизни и о быте коренного населения.

Как живут чукчи - оленеводы? Один день из жизни общины на Чукотке.

Оказались мы в этих краях почти случайно, решив возвращаться с Чукотки на материк не через уже знакомый нам зимник "Арктика", а через Омолон, что расположилось на границе Чукотки, Якутии, Камчатки и Колымы, ну а дальше по "дикому" 450 - километровому зимнику на Магадан.

Преодолев по зимнику труднопроходимые горные Анюйские и Олойские хребты Чукотки, через безлюдные горные долины, перевалы, многочисленные болота, мы добрались до покинутого села Уляшка.

Как живут чукчи - оленеводы? Один день из жизни общины на Чукотке.

В советское время здесь была метеостанция и перевал-база одного из отделений оленеводческого колхоза "Омолон". А до начала прошлого века здесь была стоянка эвенов- оленеводов на реке Олой.

А вообще, река Олой - важная река в жизни коренного населения этого района. Вдоль нее располагаются многочисленные летние пастбища оленей, а на одном из её притоков, выше по - течению располагалось стойбище чукотских оленеводов - Кайэттын.

река Олой
река Олой

В Уляшке, в бывшем домике метеостанции неожиданно встретили уже немолодую семью чукч и одинокого старика, вернувшихся сюда за сотню километров из Омолона к родной реке.

Уляшка. Здание брошенной метеостанции
Уляшка. Здание брошенной метеостанции

И вот уже за чашкой чая пролетело несколько часов в беседах об истории этих мест, о былой славе крупнейшего чукотского оленеводческого колхоза "Омолон", который вел свою деятельность в этих краях, о быте и жизни современных чукч и эвенов.

Осторожно - олени!
Осторожно - олени!

История колхоза проста и сложна одновременно. С приходом советской власти, большевики убедили старейшин общины вступить в коллективные хозяйства и на стойбищах эвенов и чукч были образованы коллективные оленеводческие хозяйства. К середине 1950-х годов они были объединены в один большой колхоз "Омолон" с базой в Омолоне, перевал-базами в долине Олой на местах многолетних стойбищ.

В пиковые годы, поголовье оленей составляло более 35 000 голов, а колхоз состоял из 15 бригад. Это был крупнейший колхоз на Чукотке, о нем писали в газетах, его награждали медалями медалями ВДНХ. Но все уже осталось в прошлом, далеком и советском.

Уляшка
Уляшка

Сейчас у общины оленеводов едва ли наберется несколько тысяч оленей, остальные были забиты на мясо еще в 90-е годы, а часть домашнего оленя была уведена оленем -"дикарем", который восстановил свою популяцию в 90-е годы. Это настоящий враг оленеводов, которого они нещадно истребляют. Если стадо уходит за дикарем - оно больше не возвращается. Дикарь наносит даже больший ущерб, чем волк.

Старенькая КВ - радиостанция для связи между стойбищем и семьей в Уляшке
Старенькая КВ - радиостанция для связи между стойбищем и семьей в Уляшке

Круглый год община кочует со стадом между зимними и летними пастбищами, на сотни километров между стоянками. Летом выше в горы, зимой спускаются в лесотундру. Вся связь у них по - старым советскими КВ - радиостанциям с питанием от "динамо - машины", как и десятки лет назад.

Но есть и некоторые атрибуты цивилизации - спутниковая тарелка и маленький телевизор с советским генератором, возраст которого лет 30-40.

 советский дизель - генератор, для питания тв и спутникового ресивера
советский дизель - генератор, для питания тв и спутникового ресивера

Но вот в положенное время, через помех и шумы, выходит на связь община оленеводов, они собираются добраться до Уляшки через 1-2 дня. Это отличная новость - стойбище прямо на нашем пути и мы можем успеть застать общину оленеводов, из бывшей бригады колхоза на стоянке в полсотне километров от Уляшки. Нам очень повезло, как раз с февраля начинается перегон поголовья на летние пастбища.

Стоянка оленеводов
Стоянка оленеводов

Община кочует медленно, с большим количеством многодневных остановок. Одновременно с этим заготавливают мясо, выделывают шкуры для одежды и обустройства яранг и палаток, восстанавливают поломанные нарты и кибитки.

Как живут чукчи - оленеводы? Один день из жизни общины на Чукотке.
выделка кожи и заготовка мяса на стоянке
выделка кожи и заготовка мяса на стоянке

Для жизни в бригаде - общине используют не привычные большие яранги, а старые брезентовые армейские палатки.

В общине обычно несколько палаток - яранг, в каждой из них живут от одной до нескольких семей.

Как живут чукчи - оленеводы? Один день из жизни общины на Чукотке.

Но уклад жизни внутри палаток, мало чем отличается от обычного устройства яранги - о котором доводилось читать и слышать раньше.

Полог из шкур оленей, очаг - буржуйка, стол, место для складирования вещей. Дети еще одеты в национальные одежды из олених шкур, а вот взрослые уже приобщились к изделиям легкой промышленности.

Внутри палатки - яранги.
Внутри палатки - яранги.

Сейчас бригада кочует вместе с женщинами и детьми. Дети играют на оленьих шкурах постеленных на земле, а вокруг стола сидят взрослые.

Хотя в советское время, в бытность колхоза, дети жили в интернате и родителей не видели по - полгода, пока те были на удаленных стойбищах.

Как живут чукчи - оленеводы? Один день из жизни общины на Чукотке.

Для перемещения по тундре по санному пути, как и сотни лет назад, используются олени, запряженные в разнообразные нарты.

Нарты бывают разных типов: для перевозки людей, грузов, детей, посуды и прочего.

Как живут чукчи - оленеводы? Один день из жизни общины на Чукотке.

Но в отличие от ненцев и долган, проживающих в тундре, здесь перемещаться гораздо труднее. Высокие и непреступные горные хребты, лесотундра и большое количество горных рек требуют особого отношения и подхода к изготовлению оленьих нарт. Да и выходят из строя они гораздо чаще. Поэтому во - время продолжительных стоянок, всегда найдется чем заняться.

Как живут чукчи - оленеводы? Один день из жизни общины на Чукотке.

Для перевозки детей в таких суровых условиях у чукчи есть специальные нарты - кибитки, теплые и удобные для долгих переходов между стоянками.

Как живут чукчи - оленеводы? Один день из жизни общины на Чукотке.

Олени - для общины это все. Одним словом - вся жизнь.

Транспорт. Упаковка. Пища. Тепло. Одежда. Товар.

Все связано с ними, и вся жизнь проходит в тесном контакте с природой.

На время стоянки, стадо пасется в некотором отдалении от стойбища. Приходится немного поискать разбредшихся оленей. У пастухов главная забота, не допускать появления оленя - дикаря близ стада. А дикаря развелось очень много и он уже не пуглив, вынослив и способен без труда увести за собой домашнее стадо.

Но есть один безотказный способ привлечь оленя к чужаку - покормить его солью. Действует безотказно и олени буквально выстраиваются в очередь, звеня своими колокольчиками, словно буренки на Северном Кавказе.

Как живут чукчи - оленеводы? Один день из жизни общины на Чукотке.

Но в современном мире, даже малым коренным народам нужны деньги. Покупать топливо, продукты, технику и много чего еще. Поэтому экономика тут простая, ежегодный забой оленины и оптовая её продажа. Сезон забоя оленины - поздняя осень и зима. Это лучшее время для забоя, так как мясо не портится и его можно массово сдать многочисленным артелям за хорошие деньги. Раньше во - времена колхозов, была плановая экономика и сбыт был централизованным - теперь сложнее. Вот и ждут оленеводы открытия зимников, когда поедут коммерсанты покупать товар...

Как живут чукчи - оленеводы? Один день из жизни общины на Чукотке.

Но община собирается - завтра снова в путь, очередной день их обычной жизни, которой жили их предки сотни лет назад, и которой они живут уже в XXI веке.

Как живут чукчи - оленеводы? Один день из жизни общины на Чукотке.

Самый северный район Дальнего Востока – Чукотский автономный округ. На его территории живет несколько коренных народов, пришедших туда тысячелетия назад. Больше всего на Чукотке самих чукчей – около 15 тысяч. С давних пор они кочевали по всему полуострову, пасли оленей, охотились на китов и жили в ярангах.

Сейчас многие оленеводы и охотники превратились в работников ЖКХ, а яранги и байдарки сменили на обычные дома с отоплением.

Огурцы по 600 рублей за килограмм и десяток яиц за 200 – современные потребительские реалии отдаленных районов Чукотки. Пушное производство закрыто, так как не вписалось в капитализм, а добыча оленины, хотя и идет до сих пор, дотируется государством – оленье мясо не может конкурировать даже с дорогостоящей говядиной, которую привозят с «большой земли». Похожая история – с ремонтом жилого фонда: строительным компаниями невыгодно браться за ремонтные подряды, так как львиная доля сметы – расходы на транспортировку материалов и рабочих по бездорожью. Молодежь, уезжающая из сел, и серьезные проблемы со здравоохранением – советская система рухнула, а новая толком не создана.

Предки чукчей появились в тундре еще до нашей эры. Предположительно, они пришли с территории Камчатки и нынешней Магаданской области, затем двинулись через Чукотский полуостров в сторону Берингова пролива и остановились там.

Столкнувшись с эскимосами, чукчи переняли их морзверобойный промысел, впоследствии вытеснив их с Чукотского полуострова. Оленеводству на рубеже тысячелетий чукчи научились у кочевников тунгусской группы – эвенов и юкагиров.

«Сейчас попасть в стойбища оленеводов Чукотки не легче, чем во времена Тана Богораза (известного российского этнографа, который в начале XX века описывал жизнь чукчей).

В Анадырь, а затем в национальные поселки можно долететь на самолете. Но потом из поселка добраться до конкретной оленеводческой бригады в нужное время очень сложно», – объясняет Пуя. Стойбища оленеводов постоянно перемещаются, причём на большие расстояния. Дорог, чтобы доехать до мест их стоянки нет: передвигаться приходится на гусеничных вездеходах или снегоходах, иногда на оленьих и собачьих упряжках. Кроме того, оленеводы строго соблюдают сроки перекочевок, время своих обрядов и праздников.

Владимир Пуя

Потомственный оленевод Пуя настаивает, что оленеводство – «визитная карточка» региона и коренного народа. Но сейчас чукчи в основном живут не так, как раньше: промыслы и традиции уходят на второй план, а на смену им приходит типичная жизнь отдаленных регионов России.

«Наша культура сильно пострадала в 70-е годы, когда власти посчитали, что в каждом селе дорого содержать средние школы с полным набором преподавателей, – рассказывает Пуя. – В районных центрах построили школы-интернаты. Их причисляли не к городским заведениям, а к сельским — в сельских школах зарплаты в два раза выше. Я сам учился в такой школе, качество образования было очень высоким. Но детей отрывали от жизни в тундре и приморье: мы возвращались домой только на летние каникулы. И поэтому теряли комплексное, культурное развитие. Национального воспитания в интернатах не было, даже чукотский язык не всегда преподавался. Видимо, власти решили, что чукчи — советские люди, и свою культуру нам знать ни к чему».

Жизнь оленеводов

География проживания чукчей сначала зависела от передвижения диких оленей. Люди зимовали на юге Чукотки, а летом уходили от жары и гнуса на север, до берегов Ледовитого океана. Народ оленеводов жил родовой системой. Они селились по озерам и рекам. Чукчи обитали в ярангах. Зимняя яранга, которую шили из оленьих шкур, натягивалась на каркас из дерева. Снег из-под нее вычищался до земли. Пол укрывался ветками, на которые настилали шкуры в два слоя. В углу устанавливалась железная печка с трубой. Спали в ярангах в кукулях из шкур животных.

Но Советская власть, пришедшая на Чукотку в 30-х годах прошлого века, была недовольна «бесконтрольным» перемещением людей. Коренным жителям указывали, где строить новое – полустационарное – жилище. Это делалось для удобства перевозки грузов морским транспортом. Точно так же поступали и со стойбищами. При этом, возникали новые рабочие места для коренных жителей, а в поселениях появились больницы, школы, дома культуры. Чукчей обучили письменности. А сами оленеводы жили чуть ли не лучше всех других чукчей – вплоть до 80-х годов XX века.

Сейчас жители Конергино отправляют письма на почте, закупаются в двух магазинах («Норд» и «Катюша»), звонят «на материк» с единственного на весь поселок стационарного телефона, иногда ходят в местный клуб культуры, пользуются врачебной амбулаторией. Впрочем, жилые дома села находятся в аварийном состоянии и капитальному ремонту не подлежат. «Во-первых, денег нам много не выделяют, во-вторых, из-за сложной транспортной схемы трудно доставлять материалы в село», – рассказывал несколько лет назад глава поселения Александр Мыльников. По его словам, если раньше жилфонд в Конергино ремонтировали коммунальщики, то теперь у них нет ни стройматериалов, ни рабочей силы. «Доставлять стройматериалы в село дорого, подрядчик тратит около половины выделенных средств на транспортные расходы. Строители отказываются, им невыгодно работать с нами», – жаловался он.

В Конергино живет около 330 человек. Из них около 70 детей: большинство учатся в школе. В ЖКХ работает полсотни местных жителей, а в школе – вместе с детским садом – заняты 20 воспитательниц, учителей, нянь и уборщиц. Молодежь в Конергино не задерживается: школьные выпускники разъезжаются на учебу и работу в другие места. Депрессивное состояние села иллюстрирует ситуация с традиционными промыслами, которыми славились конергинцы.

«Морского зверобойного промысла у нас уже нет. По капиталистическим правилам он не выгоден, – говорит Пуя. – Зверофермы закрылись, и пушной промысел быстро забыли. В 90-х годах производство пушнины в Конергино схлопнулось». Осталось только оленеводство: в советское время и до середины нулевых, пока Роман Абрамович оставался на посту губернатора Чукотского АО, оно было здесь успешным.

В Конергино работает 51 оленевод, из них 34 – в бригадах в тундре. По словам Пуи, доходы оленеводов крайне низкие. «Это убыточная отрасль, денег на зарплату не хватает. Государство покрывает недостаток средств, чтобы зарплата была выше прожиточного минимума, он у нас равняется 13 тысячам. Оленеводческое хозяйство, в котором состоят работники, выплачивает им примерно 12,5 тысяч. Государство доплачивает до 20 тысяч, чтобы оленеводы не умерли с голоду», – сетует Пуя.

На вопрос, почему нельзя платить больше, Пуя отвечает, что себестоимость производства оленины в разных хозяйствах варьируется от 500 до 700 рублей за килограмм. А оптовые цены на говядину и свинину, которые завозят «с материка», начинаются от 200 рублей. Продавать мясо по 800-900 рублей чукчи не могут и вынуждены устанавливать цену на уровне 300 рублей – себе в убыток. «Нет смысла капиталистического развития этой отрасли, – говорит Пуя. – А ведь это последнее, что осталось в национальных селах».

Евгений Кайпанау, 36-летний чукча, родился в Лорино в семье самого уважаемого китобоя. «Лорино» (по-чукотски – «Льаурэн») переводится с чукотского как «найденное становище». Поселение стоит на берегу Мечигменской губы Берингова моря. В нескольких сотнях километров расположены американские острова Крузенштерна и Святого Лаврентия; до Аляски тоже совсем близко. Но до Анадыря самолеты летают раз в две недели – и то если погода хорошая. Лорино прикрыто с севера сопками, поэтому здесь больше безветренных дней, чем в соседних селениях. Правда, несмотря на относительно хорошие погодные условия, в 90-х годах почти все русские жители из Лорино уехали, и с тех пор там живут только чукчи – примерно 1500 человек.

Дома в Лорино – покосившиеся деревянные строения с облезлыми стенами и выцветшей краской. В центре села стоят несколько коттеджей, построенных турецкими рабочими, – теплоизолированные здания с холодной водой, что в Лорино считается привилегией (если по обычным трубам пустить холодную воду, то зимой она замерзнет). Горячая вода во всем поселении есть, потому что местная котельная работает круглый год. А вот больницы и поликлиники здесь нет – уже несколько лет людей отправляют за медпомощью санитарной авиацией или на вездеходах.

Лорино известно морзверобойным промыслом. Не зря в 2008 году тут снимали документальный фильм «Китобой», получивший приз ТЭФИ. Охота на морского зверя для местных жителей по-прежнему важное занятие. Китобои не только кормят семью или зарабатывают деньги, сдавая мясо в местную общину зверобоев, – они еще и чтут традиции предков.

С детства Кайпанау знал, как правильно забивать моржей, ловить рыбу и кита, ходить в тундру. Но после школы он уехал в Анадырь учиться сначала на художника, а затем на хореографа. До 2005 года он, живя в Лорино, часто ездил на гастроли в Анадырь или Москву – выступать с национальными ансамблями. Из-за постоянных разъездов, перемены климата и перелетов Кайпанау решил окончательно перебраться в Москву. Там он женился, его дочери – девять месяцев. «Свое творчество и культуру я стремлюсь прививать жене, – говорит Евгений. – Хотя раньше ей многое казалось диким, особенно когда она узнала, в каких условиях живет мой народ. Я и дочке прививаю традиции и обычаи, например, показываю национальную одежду. Хочу, чтобы она знала, что она потомственная чукча».

Евгений теперь редко появляется на Чукотке: гастролирует и представляет культуру чукчей по всему миру вместе со своим ансамблем «Кочевник». В одноименном подмосковном этнопарке «Кочевник», где работает Кайпанау, он проводит тематические экскурсии и показывает документальные фильмы о Чукотке, в том числе Владимира Пуи.

Но жизнь вдалеке от родины не мешает ему знать о многих вещах, происходящих в Лорино: там осталась его мать, она работает в городской администрации. Так, он уверен, что молодежь тянется к тем традициям, которые теряют в остальных регионах страны. «Культура, язык, навык охоты. Молодежь на Чукотке, включая молодежь и из нашего поселка, учится добывать китов. У нас люди живут этим постоянно», – говорит Кайпанау.

В летний сезон чукчи охотились на китов и моржей, в зимний – на тюленей. Охотились с помощью гарпунов, ножей и копий. Китов и моржей добывали все вместе, а тюленей – поодиночке. Чукчи ловили рыбу сетями из китовых и оленьих сухожилий или из кожаных ремней, сачками и удилами. Зимой – в проруби, летом – с берега или с байдарок. Кроме того, до начала XIX века с помощью лука, копий и ловушек охотились на медведей и волков, баранов и лосей, росомах, лисиц и песцов. Водоплавающую дичь убивали метательным орудием (болой) и дротиками с метательной дощечкой. Со второй половины XIX века начали использовать ружья, а затем – огнестрельное китобойное оружие.

Продукты, которые завозят с материка, стоят в селе огромных денег. «Привозят «золотые» яйца по 200 рублей. Про виноград я вообще молчу», – добавляет Кайпанау. Цены отражают печальное социально-экономическое положение в Лорино. Мест, где можно показать профессионализм и университетские навыки, в поселении мало. «Но положение народа в принципе нормальное, – сразу уточняет собеседник. – После прихода Абрамовича (с 2001 по 2008 год) стало намного лучше: появилось больше рабочих мест, отстроились дома, наладили фельдшерско-акушерские пункты». Кайпанау вспоминает, как его знакомые китобои «приехали, бесплатно забрали у губернатора моторные лодки для промысла и уехали». «Теперь живут и наслаждаются», – говорит он. Федеральные власти, по его словам, тоже помогают чукчам, но не очень активно.

У Кайпанау есть мечта. Он хочет создавать на Чукотке образовательные этнические центры, где коренные народы смогли бы заново узнавать свою культуру: строить байдарки и яранги, вышивать, петь, танцевать.

«В этнопарке многие посетители считают чукчей необразованным и отсталым народом; думают, что они не моются и постоянно говорят «однако». Мне даже иногда заявляют, что я не настоящий чукча. А ведь мы – настоящие люди».

Каждое утро 45-летняя жительница села Сиреники Наталья (попросила не указывать её фамилию) просыпается в 8 утра, чтобы пойти на работу в местную школу. Она – вахтер и технический работник.

Сиреники, где уже 28 лет живет Наталья, расположены в Провиденском городском округе Чукотки, на берегу Берингова моря. Первое эскимосское поселение здесь появилось примерно три тысячи лет назад, и в окрестностях села до сих пор находят остатки жилищ древних людей. В 60-е годы прошлого века к коренным жителям присоединились чукчи. Поэтому названия у села существует два: с экимосского оно переводится как «Долина солнца», а с чукотского – «Каменистая местность».

Сиреники окружены сопками, и добраться сюда сложно, особенно зимой – только снегоходом либо вертолетом. С весны по осень сюда заходят морские суда. Сверху село выглядит, как коробка с разноцветными конфетами: зеленые, синие и красные коттеджи, здание администрации, почта, детский сад и амбулатория. Раньше в Сирениках было много ветхих деревянных домов, но многое изменилось, рассказывает Наталья, с приходом Абрамовича. «Мы с мужем жили раньше в доме с печным отоплением, посуду приходилось на улице мыть. Потом Валера заболел туберкулезом, и его лечащий врач посодействовал, чтобы нам по болезни выделили новый коттедж. Теперь у нас евроремонт».

Одежда и пища

Чукчи мужчины носили кухлянки из двойной оленьей шкуры и такие же брюки. Торбазу из камуса с подошвами из нерпичьей кожи они натягивали на чижи – чулки из собачьей шкуры. Шапку из двойного пыжика окаймляли спереди длинношерстным мехом росомахи, не смерзающимся от дыхания человека ни при каком морозе, а меховые рукавицы носили на сыромятных ремешках, которые втягивались в рукава. Пастух был словно в скафандре. Одежда на женщинах облегала тело, ниже колен она завязывалась, образуя что-то вроде штанов. Надевали её через голову. Поверх женщины носили широкую меховую рубаху с капюшоном, которую надевали её по особым случаям вроде праздников или перекочевок.

Пастуху всегда приходилось беречь поголовье оленей, поэтому животноводы и семьи питались летом как вегетарианцы, а если и ели оленя, то полностью, вплоть до рогов и копыт. Мясо предпочитали вареное, но часто ели и сырое: у пастухов в табуне попросту не было времени на готовку. Оседлые же чукчи питались мясом моржей, которых раньше убивали в огромных количествах.

Как живут в Сирениках?

По уверениям Натальи – нормально. Безработных в селе сейчас около 30 человек. Летом они собирают грибы и ягоды, а зимой ловят рыбу, которую продают или меняют на другие продукты. Муж Натальи получает пенсию в 15700 рублей, при этом прожиточный минимум здесь – 15000. «Я сама тружусь без подработок, в этом месяце получу около 30000. Мы, бесспорно, живем средне, но что-то я не ощущаю, что зарплаты повышаются», – сетует женщина, вспоминая о завезенных в Сиреники огурцах по 600 рублей за килограмм.

Купол

Сестра Натальи работает вахтовым методом на «Куполе». Это золотоносное месторождение, одно из крупнейших на Дальнем Востоке, находится в 450 км от Анадыря. С 2011 года 100% акций «Купола» владеет канадская компания Kinross Gold (нашим же не до такой мелочовки).

«Сестра раньше работала там горничной, а сейчас выдает маски горнякам, которые спускаются в шахты. У них там есть и спортзал, и бильярдная! Платят в рублях (средняя зарплата на «Куполе» 50 000 рублей – DV), переводят на банковскую карточку», – рассказывает Наталья.

Женщина немного знает о добыче, зарплатах и инвестициях в регион, но часто повторяет: «”Купол” нам помогает». Дело в том, что канадская компания, владеющая месторождением, еще в 2009 году создала Фонд социального развития, он выделяет деньги на социально значимые проекты. Не менее трети бюджета идет на поддержку коренных малочисленных народов автономного округа. Например, «Купол» помог издать словарь чукотского языка, открыл курсы языков коренных народов и построил в Сирениках школу для 65 детей и садик для 32.

«Мой Валера тоже получил грант, – говорит Наталья. – Два года назад «Купол» выделил ему 1,5 млн рублей на огромную 20-тонную морозильную камеру. Ведь китобои зверя добудут, мяса много – испортится. А теперь эта камера спасает. На оставшиеся деньги муж с коллегами купил инструменты на строительство байдарок».

Наталья, чукча и потомственный оленевод, считает, что национальная культура сейчас возрождается. Рассказывает, что каждый вторник и пятницу в местном сельском клубе проводятся репетиции ансамбля «Северное сияние»; открываются курсы чукотского и других языков (правда, в окружном центре – Анадыре); проводятся конкурсы вроде Кубка губернатора или регаты в Баренцевом море. «А в этом году наш ансамбль приглашают на грандиозное событие – международный фестиваль! Пять человек полетят на танцевальную программу. Это все будет на Аляске, та оплатит перелет и проживание», – говорит женщина. Она признает, что и российское государство поддерживает национальную культуру, но «Купол» она упоминает гораздо чаще. Отечественного фонда, который бы занимался финансированием народов Чукотки, Наталья не знает.

Другой ключевой вопрос – здравоохранение. На Чукотке, как и в других северных регионах, говорит представитель Ассоциации малочисленных коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока (АМКНСС и ДВ РФ) Нина Вейсалова, очень распространены болезни органов дыхания. Но, по имеющейся информации, в национальных поселках закрываются тубдиспансеры. Много онкобольных. Существующая ранее система здравоохранения обеспечивала выявление, наблюдение и лечение больных лиц из числа малочисленных народов, что было закреплено законодательно. К сожалению, сегодня такая схема не работает. На вопрос о закрытии тубдиспансеров власти не отвечают, а лишь сообщают, что в каждом районе и населенной пункте Чукотки сохранены больницы, врачебные амбулатории и фельдшерско-акушерские пункты.

В российском обществе существует стереотип: народ чукчей спился после того, как на территорию Чукотки пришёл «белый человек» – то есть с начала прошлого века. Чукчи никогда не употребляли спиртного, в их организме не вырабатывается фермент, расщепляющий спирт, – и из-за этого влияние алкоголя на их здоровье более пагубно, чем у других народов. Но по словам Евгения Кайпанау, уровень проблемы сильно завышен. «С алкоголем [у чукчей] всё, как и везде. Но пьют меньше, чем где-либо еще», – утверждает он. При этом, говорит Кайпанау, у чукчей действительно в прошлом отсутствовал фермент, расщепляющий спирт. «Сейчас, хотя фермент и выработался, народ все равно не пьет так, как слагают легенды», – резюмирует чукча.

Мнение Кайпанау поддерживает доктор медицинских наук ГНИЦП Ирина Самородская, один из авторов доклада «Смертность и доля умерших в экономически активном возрасте от причин, связанных с алкоголем (наркотиками), ИМ и ИБС от всех умерших в возрасте 15-72 лет» за 2013 год. Согласно данным Росстата, говорится в документе, наиболее высокий уровень смертности от причин, связанных с алкоголем, действительно в Чукотском АО – 268 человек на 100 тысяч. Но эти данные, подчеркивает Самородская, относятся ко всему населению округа. «Да, коренное население тех территорий – чукчи, но там живут не только они», – поясняет она. Кроме того, по словам Самородской, Чукотка стоит по всем показателям смертности выше, чем остальные регионы – и это не только алкогольная смертность, но и другие внешние причины. «Сказать, что именно чукча умер именно от алкоголя сейчас нельзя, так устроена система. Во-первых, если люди не хотят, чтобы в свидетельстве о смерти их умершего родственника выставлялась причина смерти, связанная с алкоголем, она не будет выставляться. Во-вторых, подавляющее число смертей происходят на дому. А там свидетельства о смерти часто заполняются участковым врачом или даже фельдшером, из-за чего в документах могут указываться другие причины – так легче написать»

Наконец, еще одной серьезной проблемой региона, по мнению Вейсаловой, является взаимоотношение промышленных компаний с коренным местным населением. «Люди приходят, как завоеватели, нарушая мир и покой местных жителей. Я думаю, что должен быть регламент о взаимодействии компаний и народов», – говорит она.

Язык и религия

Чукчи, живущие в тундре, называли себя «чавчу» (оленный). Те, кто жил на берегу, – «анкалын» (помор). Существует общее самоназвание народа – «луораветлан» (настоящий человек), но оно не прижилось. 50 лет назад на чукотском языке говорили примерно 11 тысяч человек. Сейчас их число с каждым годом сокращается. Причина проста: в советское время появились письменность и школы, но тогда же проводилась политика уничтожения всего национального. Отрыв от родителей и жизнь в школах-интернатах вынуждали чукотских детей все меньше знать родной язык.

Чукчи издавна верили, что мир делится на верхний, средний и нижний. При этом, верхний мир («облачная земля») населён «верхним народом» (по-чукотски — гыргоррамкын), или «народом рассвета» (тнаргы-рамкын), а верховное божество у чукчей не играет серьезной роли. Чукчи считали, что их душа бессмертна, верили в реинкарнацию, у них был распространен шаманизм. Шаманами могли быть и мужчины, и женщины, но особенно сильными у чукчей считались шаманы «превращенного пола» – мужчины, выступавшие в роли хозяек, и женщины, перенимавшие одежду, занятия и привычки мужчин.

Все выводы сделает время и сами чукчи.

Если вы считаете, что живёте в недостаточно комфортных условиях, вспомните об оленеводах Крайнего Севера. Они ведут кочевой образ жизни, живут в ярангах, стойко переносят экстремальный холод, готовят пищу на костре и едят сырую рыбу. Иногда урбанистам становится интересно, как этим людям удаётся выживать, воспитывать детей и решать бытовые проблемы, которые порой даже в цивилизованных условиях могут поставить в тупик. Мы подробно разузнали об этом и готовы поделиться с вами некоторыми интересными фактами.

Как оленеводы Крайнего Севера выживают без душа, туалета и прочих благ цивилизации

Оленевод в тёплой малице

Где живут северные народы

Оленеводы ведут кочевой образ жизни, они постоянно переезжают с места на место, подыскивая пастбища для оленей. Поэтому и жилища у них приспособлены под кочевой образ жизни. Коми, ханты, ненцы, энцы живут в чумах, а чукчи, коряки, эвенки, юкагиры в ярангах. Эти жилища имеют много общего и различаются только формой: чум треугольный и высокий, а яранга округлая и более приземистая. И чумы, и яранги — это, по сути дела, палатки, которые легко устанавливаются и так же легко переносятся с места на место. Их изготавливают из длинных прямых брёвен, обтягивают брезентом и тёплыми шкурами. В куполе оставляют отверстие, через которое выходит дым от очага. Вход в жилище завешивают шкурой.

Как оленеводы Крайнего Севера выживают без душа, туалета и прочих благ цивилизации

Северные олени — это жизнь народов Крайнего Севера

Как оленеводы Крайнего Севера выживают без душа, туалета и прочих благ цивилизации

Собак спасает от мороза толстый подшёрсток

Чумы, яранги: что находится внутри?

Сердцем северного жилища является очаг, который используют для обогрева воздуха и приготовления пищи. Температура в чуме не опускается ниже 15-20 градусов Цельсия. Летом пол застилают циновками, а зимой оленьими шкурами. Помещение освещают жировым светильником, который даёт достаточно тепла и света. Никакой мебели здесь нет, разве что низенький столик, да лавка. Оленеводы и их семьи спят на шкурах, которые раскладываются на ночь, а утром их убирают в сторону.

Как оленеводы Крайнего Севера выживают без душа, туалета и прочих благ цивилизации

Жители Крайнего Севера рядом с чумом

Как оленеводы Крайнего Севера выживают без душа, туалета и прочих благ цивилизации

Постель из оленьих шкур

Что едят оленеводы

У ненцев есть особые предпочтения в еде. Они питаются, в основном, рыбой и олениной. Рыбу варят, жарят, тушат, запекают, готовят из неё строганину. Мясо едят в сыром и термически обработанном виде. Когда забивают оленя, пьют свежую кровь, наполняя организм недостающими витаминами и микроэлементами. Молоко в пищу не употребляют, как и приготовленные из него блюда. Многие блюда едят без соли. Пьют очень горячий чай.

Как оленеводы Крайнего Севера выживают без душа, туалета и прочих благ цивилизации

Интерьер яранги, типичный для районов Севера

Как оленеводы Крайнего Севера выживают без душа, туалета и прочих благ цивилизации

Сани, на которых оленеводы перевозят свой нехитрый скарб

Как моются северяне

На растапливание снега и подогрев талой воды требуется почти четыре часа, а в Тундре раздобыть дрова очень сложно, поскольку местная растительность представлена редкими чахлыми карликовыми деревцами. Топлива хватает лишь для того, чтобы нагреть воздух в яранге и приготовить чаю. Поэтому зимой оленеводы «моются» очень экзотическим способом: они садятся у костра и натирают кожу оленьим или тюленьим жиром, а когда тот плавится и смешивается с грязью, снимают его специальными костяными скребками.

Как оленеводы Крайнего Севера выживают без душа, туалета и прочих благ цивилизации

Коренные народы севера в традиционной одежде

Как оленеводы Крайнего Севера выживают без душа, туалета и прочих благ цивилизации

На Крайнем Севере не обойтись без четвероногих помощников

Как ходят в туалет на Севере

У жителей далёкой холодной Тундры нет туалетов. Они справляют нужду на улице, выкапывая в земле или в снегу небольшую ямку. Длинная тёплая малица, сшитая из оленьих шкур, прекрасно защищает ноги и прочие оголённые части тела от ледяного ветра и мороза. Прежде, чем присесть над лункой, люди внимательно оглядываются по сторонам: нет ли поблизости оленей. Бедным животным не хватает соли, поэтому они с жадностью поедают жёлтый снег. Чаще всего они наперегонки бегут за снежным «лакомством», и если не прогнать их громким криком, могут запросто сбить человека с ног.

Как оленеводы Крайнего Севера выживают без душа, туалета и прочих благ цивилизации

Когда народы севера справляют нужду в тундре, то опасаются не хищников, а оленей

Как оленеводы Крайнего Севера выживают без душа, туалета и прочих благ цивилизации

Животным не хватает соли и они с жадностью поедают жёлтый снег

Как рожают детей

Жёны оленеводов рожают дома, справляются без врачей и акушерок. Во время родов им помогают ближайшие родственницы. Мужья в это время поддерживают в огонь в очаге, топят снег, обеспечивают семью запасами тканей и меха. В роддом женщина едет только в том случае, если кочевье находится рядом с обычным населённым пунктом. При тяжёлых родах в тундру может вылететь на вертолёте врач, который при необходимости заберёт роженицу в медицинский пункт.

Как оленеводы Крайнего Севера выживают без душа, туалета и прочих благ цивилизации

Жёны оленеводов рожают дома, вдали от цивилизации

Как оленеводы Крайнего Севера выживают без душа, туалета и прочих благ цивилизации

Эта женщина прожила в районе Крайнего Севера всю жизнь

Жёны оленеводов рожают столько раз, сколько им пошлёт главная женская богиня, хозяйка яранги и покровительница материнства Мях-Пухче. Вместо памперсов для новорожденных малышей используют особенный вид мха. Если, упаси Боже, ребёнок рождается мёртвым, оленеводы говорят, что его не пустили на этот свет умершие предки, которые ведают переходом в мир живых.

Как лечатся от болезней

Если кто-то из домочадцев заболел, жители тундры не торопятся в больницу. До ближайшего медицинского учреждения, как минимум 100-150 километров, поэтому они предпочитают лечиться горячим чаем и травяными настойками. Фурункулёз они лечат компрессами из сырого курдюка оленя, при нарывах применяют мездру заячьей или беличьей шкурки, при язвенных стоматитах смазывают слизистую раствором медвежьей желчи, больные уши обрабатывают кровью дятла. От головной боли до красноты пощипывают кожу головы или натирают до крови медной монетой. При лечении многих хронических заболеваний практикуется кровопускание. Некоторые северяне используют иглотерапию.

Фото: photo.boltai.com, journal.homemania.ru


Добавить комментарий